Ключевые слова: система показателей, сравнение, детализация и группировки, балансовый прием, факторное моделирование, элиминирование. Методика экономического анализа — совокупность методов, приемов и способов исследования хозяйственной деятельности. Методика анализа подчеркивает цели и задачи анализа, особенности анализируемого процесса или явления, состав показателей для отражения процесса явленияметоды и приемы анализа, обобщение результатов анализа. Многообразие задач обусловливают применение в анализе множества приемов и методов. Наиболее эффективные результаты анализа достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе, что позволяет исключить просчеты и представить более обоснованную информацию для принятия управленческих решений. Традиционные методы экономического анализа — система аналитических показателей, сравнение, детализация и традиционные методы экономического анализа, балансовый способ, факторное моделирование, элиминирование и обобщение. Система показателей выражается совокупностью взаимосвязанных показателей, всесторонне отражающих состояние и развитие изучаемого объекта или явления. Такое деление позволяет классифицировать показатели хозяйственной деятельности. Например, можно выразить, что оборачиваемость является общим показателем, а пассажирооборот — специфическим показателем. Также можно выразить стоимость основных средств как количественный, абсолютный показатель, а фондоотдачу — как качественный, относительный показатель и т. Сравнение — в экономическом анализе считается основным приемом, традиционные методы экономического анализа как он сопровождает все аналитические действия. Количественная определенность сравниваемых показателей выражается в их абсолютном и относительном отклонении. Абсолютное отклонение — это разность между фактическим и базовым значением показателя. Абсолютное отклонение может быть как положительным, так и отрицательным. Относительное отклонение — это отношение фактического значения показателя к базе сравнения. Относительное отклонение исчисляется в коэффициентах коэффициенты ростапроцентах темпы роста. План база Факт Абсолютное отклонение гр. Деятельность предприятия характеризуется невыполнением планового показателя валовой прибыли на 44 тыс. Пример Провести анализ динамики поступления выручки от реализации продукции предприятия за четыре последних года работы. Показатель Годы 1 2 3 4 Выручка от реализации, тыс. Цепные показатели характеризуют снижение темпов роста и прироста выручки от реализации продукции. Наряду с абсолютными и относительными показателями динамики в экономическом анализе широко используются средние величины. Средний абсолютный рост средний прирост — показатель динамики, определяемый путем распределения суммарного объема изменения признака поровну между всеми промежутками времени; Вывод. Традиционные методы экономического анализа среднем ежегодная выручка от реализации продукции увеличивалась на предприятии на 500 тыс. Средний темп роста — геометрическая средняя для традиционные методы экономического анализа темпов роста. Средний темп роста цепной : Вывод. В среднем ежегодная выручка от реализации продукции увеличивалась на 104,0%. Производя эти расчеты, аналитик должен обратить внимание на снижение темпов роста выручки и обосновать мероприятия по устранению причин снижения. Для применения приема сравнения показатели деятельности должны быть приведены в сопоставимый вид, что достигается нейтрализацией факторов влияния изменения цен, различий в структуре выпускаемой продукции, качественных изменений в деятельности предприятия. При этом все сравниваемые показатели должны быть рассчитаны по одной методике, а периоды времени, за которые проводят сравнения, должны быть одинаковыми. Пример Деятельность предприятия по выпуску изделий А и Б характеризуется показателями, представленными в таблице. Традиционные методы экономического анализа Прошлый год Отчетный год Количество, шт. А 5000 10,50 52 500 4000 12,70 50 800 Б 2000 12,30 24 600 3000 14,20 42 600 Итого 77100 93 400 Для устранения влияния традиционные методы экономического анализа фактора пересчитаем объем продукции отчетного периода в цены прошлого периода. Изделие Объем производства отчетного периода в ценах прошлого года Количество, шт. А 4000 10,50 42 000 Б 3000 12,30 36 900 Итого 78 900 Вывод. Пример Устранение влияния инфляции косвенным методом. Показатель Прошлый год Отчетный год Объем товарной продукции, тыс. Производится перерасчет объема товарной продукции для отчетного года. Показатель Прошлый год Отчетный год Объем товарной продукции, тыс. Показатель Годы 1 2 3 4 Объем товарной продукции, тыс. Для нейтрализации фактора инфляции производится пересчет объема товарной продукции для третьего и четвертого года с учетом полученного коэффициента, и данные заносятся в следующую таблицу. Показатель Годы 1 2 3 4 Объем товарной продукции, тыс. Пример Устранение влияния структурного фактора прием смыкания. Показатель Годы 1 2 3 4 5 Объем товарной продукции, тыс. С учетом полученного коэффициента пересчитывается показатель товарной продукции для четвертого и пятого года. Показатель Годы 1 2 3 4 5 Объем товарной продукции, тыс. Под детализацией понимают разложение показателя на составные части. Пример Предприятие за шесть месяцев выпустило продукции на 2400 тыс. Детализация показателя по временному признаку позволяет получить следующие традиционные методы экономического анализа. День 1 2 3 4 5 6 Итого Объем продукции, тыс. Традиционные методы экономического анализа В отчетном периоде затраты на производство и реализацию продукции составили 8880 тыс. Детализация показателя по структурному признаку приводит к следующим результатам. Элементы затрат Сумма, тыс. Удельный вес, % Заработная плата 1018 11,5 Отчисления на социальные нужды 368 4,1 Материальные затраты 4914 55,3 Амортизация 82 0,9 Прочие расходы 2498 28,2 Полная себестоимость 8880 100 Проведенная детализация показателя полной себестоимости позволила определить материалоемкий характер производства продукции. Группировка позволяет объединить показатели в однородные группы. При составлении структурных группировок на основе традиционные методы экономического анализа количественных признаков необходимо определить количество групп интервалы группировки. Величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе. Вопрос о количестве групп и величине интервала аналитик решает самостоятельно, исходя из задач анализа. Количество групп зависит от величины интервала: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. При небольшом объеме совокупности нецелесообразно образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными. Интервалы могут быть равные и неравные. Группировки с равными интервалами целесообразны в тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным например, при группировке рабочих одной профессии по размеру заработной платы. Для группировок с равными интервалами величина интервала h рассчитывается при помощи следующей формулы: где и — наибольшее и наименьшее значение признака; п — число групп. Если в результате деления получится дробное число, то округление производится, как правило, в большую сторону. Пример На предприятии работают 24 специалиста экономического профиля. Необходимо выполнить структурную группировку экономистов традиционные методы экономического анализа стажу работы при следующих исходных данных: 8 традиционные методы экономического анализа 13 2 19 30 9 21 28 15 9 8 11 12 23 7 10 11 18 2 традиционные методы экономического анализа 2 17 4 Принимается решение о необходимости выделения четырех групп экономистов предприятия, что позволяет определить величину интервала группировки, которая находится традиционные методы экономического анализа формуле: Далее выделяются группы с интервалом 7 лет и подсчитывается количество экономистов в каждой группе. Стаж работы Количество экономистов 2—9 9 9—16 8 16—23 4 23—30 3 Всего 24 Вывод. Результаты группировки показывают, что с увеличением стажа работы количество специалистов предприятия, занятых экономической работой, сокращается. Пример Определить зависимость между балансовой прибылью и собственными оборотными средствами предприятия, исходя из следующих наблюдений. Наблюдение Балансовая прибыль, тыс. Собственные оборотные традиционные методы экономического анализа, тыс. Для каждой группы находится средняя величина балансовой прибыли как сумма показателя в группе, деленная на количество наблюдений. Данные расчетов заносятся в таблицу. Группы по показателю собственных оборотных средств, тыс. Количество наблюдений Сумма балансовой прибыли, тыс. Средняя величина балансовой прибыли, традиционные методы экономического анализа. Результаты аналитической группировки свидетельствуют о прямой зависимости показателя балансовой прибыли от традиционные методы экономического анализа собственных оборотных средств: чем больше величина собственных оборотных средств, тем выше прибыль предприятия. Аналитические группировки используются традиционные методы экономического анализа изучения взаимосвязи между показателями, например, при изучении взаимосвязи между производительностью труда и себестоимостью продукции предприятия, производительностью труда и фондовооруженностью и т. Для использования этого приема аналитик должен определить, какие показатели будут выступать в виде результативных, а какие — в виде факторных. С помощью аналитической группировки можно, например, продукцию предприятия разбить на группы по степени их влияния на формирование финансового традиционные методы экономического анализа. При этом признаком группировки может быть величина выручки, получаемая от конкретной группы продуктов. Большое распространение в анализе получили группировки активов и пассивов баланса. Так, в балансе предприятия можно выделить следующие группы активов и пассивов. Балансовый способ используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, при составлении товарных балансов. Данный способ может также использоваться традиционные методы экономического анализа проверки правильности аналитических расчетов путем составления баланса отклонений. Пример Составьте товарный баланс, используя следующие данные. Показатель Обозначение План Факт Абсолютное отклонение Запасы товаров на начало года, тыс. П 40 050 40 630 +580 Реализация товаров, тыс. Р традиционные методы экономического анализа 468 37 234 -234 Выбытие товаров в отчетном году, тыс. В 4052 4096 +44 Запасы товаров на конец года, тыс. Факторы в экономическом анализе Основное назначение экономического анализа — изучение результатов хозяйственной деятельности во взаимосвязи и взаимозависимости различных факторов. Без глубокого и объективного изучения факторов нельзя сделать обоснованные традиционные методы экономического анализа о причинах изменения хозяйственной деятельности и принять правильные управленческие решения. Фактор представляет собой одно из ключевых понятий в экономическом анализе. Под фактором следует понимать причину, движущую силу изменения результатов деятельности. Факторы, воздействующие на результаты хозяйственной деятельности, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Расчет и оценка влияния факторов на изменение результативных показателей называется факторным анализом. В большей степени задачи факторного анализа связаны с детерминированным и стохастическим анализом. В процессе детерминированного факторного анализа исследуется влияние факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. Стохастический факторный анализ исследует влияние факторов, связь которых с результативным показателем неопределенна и выражена случайными характеристиками. Случайная величина может принять значение заранее неизвестное, и ее невозможно учесть. Это значит, что результативный показатель при влиянии на него случайных факторов может принять бесконечное множество значений. В то же время стохастический анализ может выступать в качестве инструмента углубления детерминированного анализа факторов.

Смотрите также: